Skip Navigation Links

Конспект для изучения ПДД

Глава 1

Общие положения

Первая глава Правил представляет собой краткий толковый словарь терминов и определений, встречающихся в последующих главах ПДД.

Все термины можно условно разделить на четыре категории: дорога, человек, транспортные средства, условия движения и дорожные ситуации.

Дорога

2.15. дорога комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;

Дорога, как комплекс инженерных сооружений, состоит из определенных элементов, описание которых приведем ниже, но не стоит забывать, что Правила действуют и на полевых, и на лесных дорогах, где многие положения Правил на первый взгляд неприменимы.

2.78. элементы дороги — одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины;

Элементы дороги

Основой, вокруг которой формируется дорога, является проезжая часть дороги. Если нет проезжей части дороги, то нет и самой дороги.

2.55. проезжая часть дорогиэлемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, — для движения пешеходов;

Иными словами, то, что принято называть дорогой, в Правилах именуется «проезжая часть дороги».

2.75. усовершенствованное покрытиепокрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием
Дорога без усовершенствованного покрытия

Проезжая часть дороги с усовершенствованным покрытием — это проезжая часть с твердым покрытием, которое позволяет двигаться с большими скоростями даже в неблагоприятных погодных условиях.

В зависимости от ширины проезжая часть дороги делится на полосы движения.

2.50. полоса движениялюбая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд;

Количество полос движения определяется дорожными знаками, дорожной разметкой, а при их отсутствии — самими водителями с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств (кроме одноколейных) и необходимых боковых интервалов между ними. Полосы движения попутного направления нумеруются справа налево, исключая вспомогательные полосы (полосы разгона и торможения).

Дорога может включать в себя несколько проезжих частей, которые в таком случае разделяются такими элементами как разделительные зоны и разделительные полосы.

2.57. разделительная зонавыделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полосавыделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

Чем же принципиально различаются эти два элемента?

Разделительная полоса выделена конструктивно, т.е. отличается от проезжей части дороги по высоте или по покрытию, а разделительная зона выделена только сплошными линиями горизонтальной дорожной разметки. На разделительной полосе часто оборудуется газон.

Разделительная зона
Разделительная полоса

2.10. газонучасток земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона — без газона, полоса — коси коса!

Для движения пешеходов по дорогам предназначены пешеходные дорожки.

2.47. пешеходная дорожка — выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожным знаком «Пешеходная дорожка»;

Для движения велосипедистов предназначены велосипедные дорожки.

2.6. велосипедная дорожкаобособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее — велосипедисты), обозначенные дорожным знаком «Велосипедная дорожка»;

При отсутствии на дороге пешеходных и велосипедных дорожек для движения пешеходов и велосипедистов оборудуются тротуары.

2.72. тротуарэлемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

Роль технической полосы, предназначенной для вывода за пределы проезжей части дороги неисправных транспортных средств, движения пешеходов и велосипедистов при отсутствии на дороге элементов, предназначенных для их движения, движения гужевых и прочих транспортных средств в случаях, оговоренных в Правилах, отводится обочине.

2.34. обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;

Трамвайные пути хоть и являются самостоятельным элементом дороги, могут быть оборудованы на проезжей части дороги на одном уровне с ней, а могут быть расположены в стороне от проезжей части дороги на специально выделенном для них земляном полотне.

2.16. дорожка для всадниковполоса земли, предназначенная для движения в установленном порядке всадников, обозначенная дорожным знаком «Дорожка для всадников»;

Обратите внимание, что дорожка для всадников не является элементом дороги.

Территория, находящаяся рядом с дорогой, на которую можно съехать, называется прилегающей территорией.

2.53. прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к проезжей части дороги, не предназначенная для сквозного проезда, на которой расположены дворы, площадки, специально отведенные для стоянки транспортных средств, автозаправочные станции, строительные площадки и иные объекты;

Движение по дороге и общественные отношения, возникающие в процессе движения транспортных средств и пешеходов по дорогам, называются дорожным движением.

2.17. дорожное движениедвижение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

Для регулирования дорожного движения и обеспечения его безопасности предназначены дорожные знаки и разметка, светофоры и шлагбаумы, а также прочие конструкции и изображения, которые называются техническими средствами организации дорожного движения.

2.65. технические средства организации дорожного движенияустройства, конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

Для пересечения пешеходами проезжей части дороги предназначены подземные, надземные и наземные пешеходные переходы. Наибольшую опасность для пешеходов представляет пересечение проезжей части дороги по наземному пешеходному переходу.

2.49. пешеходный переходучасток проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;

В качестве защитного элемента для пешеходов на пешеходных переходах могут быть оборудованы островки безопасности.

2.42. островок безопасности — техническое средство организации дорожного движения на наземных пешеходных переходах (если не определено иное, далее — пешеходный переход), конструктивно выделенное над проезжей частью дороги и предназначенное как защитный элемент для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится участок разделительной полосы, через которую проходит пешеходный переход. В случаях, определенных Министром внутренних дел, допускается обозначение островков безопасности при помощи линий горизонтальной дорожной разметки;

Если дорога пересекается с железнодорожными путями на одном уровне, то в месте такого пересечения оборудуется железнодорожный переезд, на котором для движения транспортных средств предназначены специальные настилы.

2.20. железнодорожный переездпересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;

Настилы железнодорожных переездов, как правило, делают съемными для возможности проведения регламентных работ на железнодорожном пути. Их покрытие по сцепным свойствам может значительно отличаться от покрытия проезжей части дороги.

Пересечения автомобильных дорог могут быть на одном уровне (перекрестки), и могут быть оборудованы на разных уровнях (путепроводы и эстакады).

2.45. перекрестокместо пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников;

А вот место примыкания выезда с прилегающей территории или пересечение с ними перекрестком является.

Как определить границы перекрестка? Если смотреть от центра перекрестка на дороги, выходящие на него, и соединить наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей этих дорог, то как раз и получим ограниченную ими территорию перекрестка.

Вот примеры определения площади наиболее распространенных конфигураций перекрестков:

Перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Если очередность движения через перекресток определяется регулировщиком или регулируется светофорами, такой перекресток называется регулируемым.

Также перекрестки бывают обозначенными и необозначенными.

2.33. обозначенный перекресток — перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета;

Вот как выглядят знаки приоритета, которые могут устанавливаться перед перекрестками:

Для определения очередности проезда перекрестка очень важно безошибочно определить наличие главной дороги и ее направление.

2.11. главная дорога — дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

Алгоритм определения наличия главной дороги:

1. Дорожные знаки: , причем наличие перед перекрестком знака или будет свидетельствовать о том, что Вы находитесь на второстепенной дороге.

2. Если перечисленных знаков нет, то (учитывая, что любая дорога является главной по отношению к выездам с прилегающих территорий) сравниваем дорожные покрытия. При этом нет более или менее усовершенствованного покрытия, так дорога с булыжным покрытием будет равнозначной по отношению к дороге с асфальтобетонным покрытием. Дорога с гравийным покрытием является главной по отношению к дороге грунтовым покрытием, но при определенных погодных условиях различить их довольно сложно, и помните, что в Правилах дорожного движения стран-соседей в таком случае гравийная дорога не будет являться главной!

Если дороги пересекаются на разных уровнях, и при этом имеются съезды с одной дороги на другую, то такое сооружение называется путепроводом.

2.56. путепровод — инженерное сооружение над дорогой (железнодорожными путями), которая имеет съезды на другую дорогу, обеспечивающее движение на разных уровнях;

Если дороги пересекаются на разных уровнях, и при этом нет съездов с одной дороги на другую, то верхнее сооружение называется эстакадой, также эстакадой называется дорога, размещенная на определенной высоте.

2.79. эстакада — инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу;

Требования Правил отличаются, в зависимости от того проходит ли дорога по населенному пункту, или находится она вне населенного пункта.

2.29. населенный пункт — территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта»;

Начало населенного пункта
Конец населенного пункта
Начало границы населенного пункта
Конец границы населенного пункта

Специальные требования Правил устанавливаются в случаях, когда дорога проходит через пешеходную зону или движение осуществляется по жилой зоне.

2.48. пешеходная зонатерритория, предназначенная для движения пешеходов и велосипедистов, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Пешеходная зона» и «Конец пешеходной зоны»;

2.21. жилая зонатерритория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Жилая зона» и «Конец жилой зоны», а также дворовая территория, прилегающая к жилой застройке;

Жилой зоной может быть как территория жилых кварталов, так и участки дорог (улиц), проходящих через жилую застройку. При изучении ПДД легко перепутать схожие по смыслу термины «Видимость дороги» и «Обзорность дороги».

2.32. обзорность дороги — объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;

2.7. видимость дорогимаксимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

Видимость дороги — видеть дорогу вперед по ходу движения, обзорность дороги — видеть дорожную обстановку вокруг себя.

Обзорность – имеет один корень со словом обозрение – проводим аналогию с колесом обозрения, т.е. возможность рассмотреть обстановку вокруг себя, а ограниченная обзорность – когда рядом с колесом обозрения выросли деревья или построены здания и теперь они мешают рассмотреть обстановку вокруг нас. Если ориентироваться на эту запоминалку, то не будет опасности перепутать термины «Ограниченная обзорность дороги» и «Недостаточная видимость дороги».

2.35. ограниченная обзорность дороги — обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами;

2.30. недостаточная видимость дорогивидимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог);

Этот термин имеет достаточно условное значение, нельзя сказать что, если дорога просматривается на 301 метр, то это уже достаточная видимость, необходимо учитывать, что достаточная видимость находится в прямой зависимости от скорости движения и прочих условий.

Видимость дороги в тоннелях и в темное время суток зависит от освещенности проезжей части дороги искусственным освещением и светом фар автомобиля.

2.63. темное время сутокпромежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца;

Как не перепутать порядок слов (предлогов) в термине «Темное время суток»? Темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца.«после-с!»

Человек

Люди, находящиеся в пределах дороги, согласно Правилам, являются участниками дорожного движения (кроме регулировщика и работников, выполняющих на дороге работы).

2.77. участник дорожного движения — физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;

Регулировщик не является участником дорожного движения.

2.59. регулировщиксотрудник ГАИ, осуществляющий регулирование дорожного движения в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с жезлом и свистком).

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн, в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

Участниками дорожного движения являются водители, пассажиры и пешеходы.

2.8. водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной).

К водителю приравниваются: лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) и при этом находящееся в нем (ней), а также всадник, погонщик скота;

2.74. управление транспортным средствомвоздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;

Лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством (сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством), не является ни водителем, ни пассажиром, и выделяется в самостоятельную группу участников дорожного движения.

Документом, подтверждающим право управления механическим транспортным средством, является водительское удостоверение.

Водительское удостоверение — водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему, либо удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, либо временное разрешение на право управления механическим транспортным средством;

Пассажир, в отличие от лица, обучаемого управлению, не причастен к управлению транспортным средством.

2.44. пассажирнепричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

Если участник дорожного движения находится вне транспортного средства, то он относится к термину «Пешеход».

2.46. пешеходфизическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;

Пешеход, ведущий велосипед, мопед или мотоцикл, — это ситуация, когда пешеход ведет велосипед, мопед или мотоцикл рядом с собой (в руках).

Группа пешеходов с руководителем, обозначенная в соответствии с Правилами, является организованной пешеходной колонной.

2.39. организованная пешеходная колоннагруппа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту;

Особое внимание при движении водителям следует уделять таким участникам дорожного движения как дети.

2.14. детинесовершеннолетние участники дорожного движения, возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

В силу объективных причин дети, являясь участниками дорожного движения, подвергаются наибольшей опасности, и Правила обязывают водителей принимать меры, обеспечивающие безопасные условия для них на дороге.

Транспортные средства

2.69. транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

Транспортные средства делятся на механические и немеханические. К немеханическим транспортным средствам относятся гужевые транспортные средства, велосипеды и прицепы.

2.13. гужевое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой животного (животных);

В наше время можно еще встретить на дорогах гужевые повозки и гужевые сани, у которых в качестве тяговой силы используются, как правило, лошади.

2.5. велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем;

Следует помнить, что велосипеды с подвесным двигателем согласно Правилам не относятся к термину «велосипед».

2.54. прицептранспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством;

К прицепам относятся также полуприцепы и прицепы-роспуски.

Полуприцеп
Прицеп-роспуск

К прицепам не относятся буксируемые (в т. ч. неисправные) механические транспортные средства.

2.26. механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем;

Ключевая фраза определения — «приводимое в движение», т.е. двигатель, установленный на транспортном средстве, приводит его в движение. Чаще всего на механических транспортных средствах установлены двигатели внутреннего сгорания или электродвигатели, также получают все большее распространение гибридные силовые установки.

Механические транспортные средства делятся на автомобили, троллейбусы, трамваи, колесные тракторы, мопеды и мотоциклы.

2.2. автомобильмеханическое транспортное средство, имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением колесных тракторов и самоходных машин. К автомобилям приравниваются квадрициклы (мотоколяски) — четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов;

Автомобили, в свою очередь, делятся на легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы.

2.1. автобусавтомобиль с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя;

Троллейбус и трамвай не являются автобусами, но при этом чаще всего тоже предназначены для перевозки большого количества пассажиров.

2.71. троллейбусмеханическое транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается по подвесной контактной сети от внешнего источника электрического тока;

При этом современные троллейбусы могут проезжать значительное расстояние без контактной сети (при обесточенной контактной сети) за счет оборудования автономного хода.

2.67. трамваймеханическое транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном движении и не являющееся железнодорожным транспортным средством;

Железнодорожное транспортное средство согласно Правилам не является транспортным средством и предназначено для движения только по железнодорожному пути.

2.19. железнодорожное транспортное средство — локомотив, электропоезд, дизель-поезд, автомотриса, иное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути;

Трамваи, троллейбусы и автобусы могут участвовать в движении в качестве маршрутных транспортных средств.

2.25. маршрутное транспортное средствомеханическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами;

К маршрутным транспортным средствам не относятся экскурсионные, туристические, служебные автобусы.

Колесный трактор, создававшийся как сельскохозяйственная машина, в силу своей универсальности получил широкое распространение в качестве транспортного средства.

2.22. колесный трактормеханическое транспортное средство для выполнения разнообразных технологических операций с помощью навесных, полунавесных и прицепных машин или орудий, а также для привода стационарных машин или движения в составе с прицепом;

Самоходные машины также ограниченно могут участвовать в дорожном движении при выполнении дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения.

2.60. самоходная машинагусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией (заводом)-изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении. При участии в дорожном движении самоходные машины приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении самоходных машин;

Чаще всего на дорогах можно встретить дорожно-строительную или сельскохозяйственную технику, которая изначально предназначалась для участия в дорожном движении.

В последнее время все чаще на дорогах можно встретить мопеды (скутеры).

2.27. мопедмеханическое транспортное средство , приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;

Мо́кик — это мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла — с коробкой передач.

Однако если максимальная конструктивная скорость такого механического транспортного средства превышает 50 км/ч или рабочий объем двигателя 50 куб.см и более, то такое транспортное средство будет отнесено к мотоциклам.

2.28. мотоциклдвухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 килограммов, а также механические транспортные средства, оборудованные двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров, имеющие максимальную конструктивную скорость движения, определенную их технической характеристикой, более 50 км/ч;

Масса транспортного средства в снаряженном состоянии — это масса порожнего (незагруженного) транспортного средства без пассажиров с заправленными эксплуатационными емкостями.

Мопеды, мотоциклы без бокового прицепа и классические двухколесные велосипеды являются одноколейными транспортными средствами.

2.36. одноколейное транспортное средство — транспортное средство на колесах, которые размещены на одной линии одно за другим;

2.23. крайнее правое (левое) положение на проезжей части дорогиположение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении;

Иными словами, водитель транспортного средства занял крайнее правое (левое) положение на проезжей части дороги, если расстояние от транспортного средства до кромки проезжей части дороги не позволяет проехать одноколейному велосипеду или мопеду (мотоциклу).

Транспортное средство в составе с буксируемым прицепом называется автопоездом.

2.3. автопоездсостав транспортных средств, состоящий из автомобиля (колесного трактора) и буксируемого им прицепа, прицепа-роспуска, полуприцепа (если не указано иное, далее — прицеп);

Состав транспортных средств, состоящий из буксирующего и буксируемого механических транспортных средств, не является автопоездом.

2.66. тихоходное транспортное средство — механическое транспортное средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч, обозначенное опознавательным знаком «Тихоходное транспортное средство»

2.73. тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средствотранспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные размеры которого превышают допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам общего пользования;

2.68. транспортная колоннагруппа из двух и более механических транспортных средств, следующих друг за другом по одной полосе движения с постоянно включенным ближним светом фар, обозначенная опознавательными знаками «Колонна», если иное не определено подпунктом 201.7 пункта 201 настоящих Правил;

2.70. транспортное средство оперативного назначения — транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию;

На транспортных средствах оперативного назначения используются маячки синего или синего и красного цветов. Также для привлечения внимания участников дорожного движения может подаваться специальный звуковой сигнал.

2.40. организованная транспортная колоннатранспортное средство или транспортная колонна, движущиеся с постоянно включенным ближним светом фар в сопровождении транспортного средства (транспортных средств) оперативного назначения с включенными проблесковыми сигналами (маячками) (далее — маячки) синего или синего и красного цветов;

Если в сопровождении организованной транспортной колонны участвует только одно транспортное средство оперативного назначения, то оно движется впереди колонны.

2.12. государственный технический осмотрсовокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям международных правовых документов, касающихся безопасности колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в этой сфере (далее — технические нормативные правовые акты);

Периодичность прохождения процедуры гостехосмотра опредеяется Советом Министров Республики Беларусь. Транспортные средства, не представленные своевременно на осмотр, к участию в дорожном движении не допускаются. Не подлежат прохождению осмотра шасси транспортных средств.

2.771. шасси транспортного средства составная часть грузового автомобиля, прицепа к нему, грузопассажирского автомобиля, тягача, предназначенная для последующего изготовления транспортного средства, не имеющая составляющих частей для перевозки пассажиров и (или) грузов и установленного оборудования. Участие в дорожном движении шасси транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, предъявляемыми к транспортным средствам, если этими Правилами не установлено иное в отношении шасси транспортных средств;

2.64. технически допустимая общая масса максимальная масса транспортного средства, установленная организацией (заводом)-изготовителем (с грузом, водителем и пассажирами). Технически допустимой общей массой автопоезда является сумма технически допустимых общих масс автомобиля (колесного трактора) и прицепа;

В Правилах, кроме технически допустимой общей массы и массы в снаряженном состоянии, встречается такое понятие как фактическая масса.

Фактическая масса транспортного средства — это непосредственно масса транспортного средства в данный момент (по факту). Фактическая масса транспортного средства (состава транспортных средств) не должна превышать технически допустимую общую массу.

2.62. тахографоборудование, предназначенное для установки на транспортных средствах в целях показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных о движении этих транспортных средств или об определенных периодах работы их водителей;

В настоящее время тахографы применяются на транспортных средствах, участвующих в международном движении, причем осуществляется массовая замена аналоговых тахографов на цифровые. Применяются они для осуществления контроля работы водителей, участвующих в дорожном движении на протяжении длительных отрезков времени с целью обеспечения безопасности движения.

Условия движения и дорожные ситуации

На дорогах Республики Беларусь установлено правостороннее движение транспортных средств. Начало движения транспортного средства, изменение направления движения относятся к такому определению, как маневрирование.

2.24. маневрирование (маневр)начало движения, перестроение транспортного средства в движении из одной полосы движения в другую (далее — перестроение), а также его поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части дороги, движение задним ходом.

Транспортные средства движутся по дороге с неодинаковыми скоростями, при движении со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства, наступает момент, когда необходимо совершить опережение.

2.38. опережение — движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутно движущегося транспортного средства (транспортных средств);

Опережение может осуществляться при движении по полосе без перестроения или может быть связано с перестроением на другую полосу движения. Если перестроение при опережении осуществляется на встречную полосу движения, такие действия называются обгоном.

2.31. обгонопережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги);

Проезд мимо остановившегося транспортного средства или его объезд (в том числе с выездом на встречную полосу движения) опережением не являются. Если неподвижное препятствие расположено таким образом, что его необходимо объезжать, оно относится к термину «Препятствие для дорожного движения».

2.52. препятствие для дорожного движенияобъект, который находится на пути участника дорожного движения и вынуждает его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться;

В месте пересечения траекторий движения транспортных средств, а также пешеходов, Правила устанавливают, кто имеет преимущество в движении, а кто обязан уступить дорогу.

2.51. преимуществоправо на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения;

2.76. уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения;

Требование «уступить дорогу» заключается в том, что нельзя выполнять действия, которые могут вынудить участника дорожного движения, имеющего преимущество, изменить направление движения или скорость.

Прекращение движения транспортного средства может быть преднамеренным или непреднамеренным (вынужденным). К непреднамеренным случаям прекращения движения относятся выполнение требований регулировщика (иных должностных лиц, имеющих право остановки транспортных средств), сигналов светофора, требований других технических средств организации дорожного движения. Прекращение движения из-за неисправности или опасности для движения (появления препятствия для движения) считается вынужденной остановкой.

2.9. вынужденная остановка транспортного средства — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой участниками дорожного движения, перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира), появлением объекта, препятствующего дорожному движению;

Все случаи преднамеренного прекращения движения считаются либо остановкой, либо стоянкой.

2.41. остановка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также более чем на 5 минут, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства;

2.61. стоянка транспортного средства — преднамеренное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой (высадкой) пассажиров либо загрузкой (разгрузкой) транспортного средства;

Прекращение движения
преднамеренное непреднамеренное
Остановка Стоянка Вынужденная остановка связанное с выполнением требования регулировщика или технических средств организации дорожного движения связанное с выполнением требования должностных лиц, имеющих право остановки транспортного средства связанное с выполнением требования «Уступить дорогу»
≤5 минут, >5 минут для посадки (высадки) либо загрузки (разгрузки) >5 минут, не связанное с посадкой (высадкой) либо загрузкой (разгрузкой) из-за технической неисправности или опасности, создаваемой участниками дорожного движения, перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира), появления препятствия для движения

Таким образом, любое преднамеренное прекращение движения для посадки (высадки) пассажиров или загрузки (разгрузки) транспортного средства является остановкой. Все остальные случаи преднамеренного прекращения движения до 5 минут будут считаться остановкой, а более чем на 5 минут — стоянкой.

В процессе движения каждый участник дорожного движения обязан не создавать препятствий и опасности для дорожного движения. Только неукоснительное соблюдение положений Правил может способствовать поддержанию безопасных условий для движения.

2.4. безопасность дорожного движениясостояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия;

2.37. опасность для движенияизменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться;

Появление опасности для движения может перерасти в аварийную ситуацию, когда для предотвращения дорожно-транспортного происшествия водитель будет вынужден применить экстренное торможение.

2.18. дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;

Дорожно-транспортные происшествия делятся по категориям:

  • ДТП с  участием  механического  транспортного  средства и пешехода,

  • ДТП с участием одного транспортного средства (опрокидывание, наезд   на   препятствие, наезд на животное),

  • столкновения  между  транспортными  средствами, столкновение между транспортным средством и подвижным составом железной дороги,

  • прочие ДТП (сходы  трамвая с рельсов  (не  вызвавшие  столкновения  или  опрокидывания),  падение перевозимого груза  или отброшенного колесом  транспортного средства предмета  на человека,  животное или  другое транспортное  средство, наезд на лиц, не являющихся  участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падения пассажиров  с  движущегося  транспортного   средства  или  в  салоне движущегося  транспортного средства  в результате  резкого изменения скорости или траектории движения и др.)

2.401. оставление места дорожно-транспортного происшествиядействия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства;

При выяснении обстоятельств ДТП очень важны показания очевидцев ДТП, при этом не все лица, присутствовавшие при совершении ДТП, могут быть признаны очевидцами.

2.43. очевидец дорожно-транспортного происшествия — физическое лицо, непосредственно наблюдавшее дорожно-транспортное происшествие, которое располагает соответствующей информацией и может ее предоставить;

В процессе движения по дорогам можно встретить технические средства организации дорожного движения, описание которых отсутствует в Правилах. В таких и прочих случаях, не оговоренных в тексте Правил, согласование дорожного движения осуществляется Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел.

ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях, не оговоренных настоящими Правилами, а также при применении в экспериментальных целях технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных настоящими Правилами и техническими нормативными правовыми актами. Своевременное доведение в доступных формах до сведения физических и юридических лиц технических нормативных правовых актов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации.

Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел.

Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную законодательными актами.

За нарушение Правил дорожного движения, причинение вреда участник дорожного движения может быть привлечен к гражданской, административной или уголовной ответственности.


Программа «Правила дорожного движения. Подготовка к теоретическому экзамену в ГАИ» содержит полную версию конспекта.


Отправить

Наверх

© 2009–2017 Виртуальная автошкола ADrive | Автошколы Беларуси | ПДД для школьников | Партнеры | О компании | Правовая информация
Изучение ПДД онлайн, тестирование по ПДД и подготовка к теоретическому экзамену в ГАИ.

Проект ADrive RATING ALL.BY Рейтинг сайтов minsk-in.net Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru